Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир. Новая эстетика отразилась и в дизайне интерьера: теперь для него характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых собирается целое.
Архитектурный стиль – дворцовый и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Ренессансную интерьерную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы.
Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны, арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы, которые украшались росписью, стукко, позолотой. Основные материалы стиля Ренессанс: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.
листья аканта, дуба, виноградной лозы; разные элементы животного мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела; применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, мотив раковины, бриллиантовый руст; герб в венке из цветов, поддерживаемый «путти» (обнаженными пухлыми младенцами); используются мотивы римского декора – жемчужные нити, растительные побеги, рог изобилия, львиные головы, дельфины, крылатые сфинксы; гротеск (изображения из сплетающихся растительных побегов и завитков аканта с человеческими фигурами, полуфигурами, масками, химерами).